1. Главная
  2. Новости
  3. Мы рекомендуем
  4. И.И. Туркин. Праздник Сретения Господня

И.И. Туркин. Праздник Сретения Господня

14 февраля 2025
401
Содержание:
Вступительное замечание
Обряд обрезания среди народа еврейского 
Сретение Господне
История праздника
Богослужение праздника

Вступительное замечание

6258267811.jpg  По предвечному Совету Божию спасение падшего человека должно было совершиться искуплением явив­шегося в мир во плоти Сына Божия. Воплощение или рождение Искупителя от Пренепорочной Девы, ожидаемое много веков и тысячелетий, наконец, совершилось в стране Палестине, в небольшом городе Вифлееме, 25-го декабря 5508 года, от сотво­рения Богом мира. Посланный на землю и принявший плоть человеческую Сын Божий, по плану всепромышляющего Промысла Божия, должен был не только принять плоть человеческую, но пожить в мире с людьми и за время этой земной жизни, как Богочеловек, совершить дело спасения чрез прине­сение Себя в жертву за грехи всего мира. Спаситель явился на землю не разорить закон человеческий, как и сказал Он о Себе, а исполнить его (Мф. 5: 17), возвести к лучшему пониманию. Поэтому и зем­ная жизнь Его от самого рождения и до крестных страданий была совершенным исполнением того за­кона, который существовал в то время среди народа еврейского.

Каждый новорожденный младенец мужеского пола у Евреев подвергался обрезанию крайней плоти в восьмой день после рождения и Христос был обре­зан в восьмой день по рождении Своем (Лк. 2: 21).

В сороковой день по рождении новорожденный первенец, по закону еврейскому, приносился впервые в храм, и Христос Спаситель, как точный испол­нитель закона, в сороковой день по рождении Своем принесен Преблагословенною Мариею в храм Иеру­салимский. Это последнее событие – принесение нашего Спасителя Пречистою Матерью Его во храм и по­читается Православною Церковью дванадесятым празд­ником «Сретения Господня».

Обряд обрезания среди народа еврейского

bf0da71621f23e0becb06c2efe3e2250.jpg  Из истории детства Иисуса Христа евангелисты рассказывают только о четырех событиях: об об­резании в восьмой день после рождения Его (Лк. 2: 21); принесении Его во храм в сороковой день (Лк. 2: 22 – 39); поклонении волхвов и бегстве в Египет (Мф. 2: 1 – 15).

«По прошествии восьми дней, когда над­лежало обрезать младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде за­чатия Его во чреве» (Лк. 2: 21).

Обрезание, совершенное над Богомладенцем Иису­сом в восьмой день по рождении Его, было одним из священных действий Ветхого Завета, установленное Самим Богом. Оно служило памятником завета, заключенного Богом с родоначальником еврейского народа – Авраамом (Быт. 17: 10) и подтвержденное потом через Моисея.

Этот священный обряд состоял в обрезании камнем или каменным ножом (Исх. 4: 25) крайней плоти младенца, что составляло знак вечного завета Божия с потомством Авраама. Обрезание, подобно крещению в христианской Церкви, служило дверью, вводящею обрезанного в общество еврейского народа Божия. По высокому значению своему, обрезание было вменяемо в обязанность всем вступающим, в об­щество народа Божия, не исключая рабов и домочад­цев (Быт. 17: 10 – 14).

Каждый еврей мог совершать обрезание, но пре­имущественно – семейства (Быт. 17: 23); в слу­чае нужды обрезание могли совершать даже и жен­щины (Исх. 4: 25). За несоблюдение же обряда обре­зания виновные в этом осуждались на лишение жизни (Быт. 17: 14).

Обрезание служило отличительным признаком народа Божия, отделяя его от всех других народов, и глубоко уважалось евреями, как знак народного превосходства (Быт. 34: 4Нав. 5: 2Суд. 14: 3 и др.).

Вместе с тем этот обряд имел другое нрав­ственное значение, указывая на внутреннюю потреб­ность духовной чистоты и святости, которые должны отличать избранный народ от других народов (Втор. 10: 16; 30:6).

Получив свое начало в лице Авраама, закон обрезания был подтверждаем на Синае (Лев. 12: 3); и сам Моисей дознал необходимость его потому что Бог угрожал и ему смертью за необрезание сына его (Исх. 4: 24).

Имя, принятое Божественным Младенцем при обрезании, означало, что рожденный есть Спаситель или Искупитель грешного рода человеческого, как изъяснил Ангел (Мф. 1: 21). Какою силою облечено было это благодатное имя, видно как из обетований Самого Спасителя (Мат. 10:20; Мар. 16: 17Ион. 14: 14), так и из деяний св. апостолов, творивших этим именем знамения и чудеса (Деян. 4: 30) и почерпав­ших в нем силу для своей спасительной пропо­веди.

Св. Церковь так воспевает обряд обрезания Господня: «не устыдеся всеблагий Бог плотским об­резанием обрезатися но даде Самаго Себя образ и начертание всем ко спасению: ибо закона Творец законная исполняет»1 и «всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения, яко благ, обрезует»2.

Обрезание Господне Православною Церковью празд­нуется 1-го января, как, один из великих (хотя не дванадесятых) праздников.

Сретение Господне

35838_0_01.jpg  Вторым событием из детства Иисуса Христа было принесение Его сорокодневного от рождения во храм Иерусалимский.

В народе еврейском во времена ветхозаветные все перворожденные дети мужеского пола, по заповеди Божией, должны были посвящаться на служение Богу. Эта заповедь Божия дана была по случаю чудесного избавления от смерти первенцев Еврейских при выходе Евреев из Египта.

Избранный народ Божий, изнемогая под Египет­ским игом, в молитвенном вопле взывал к Богу отцов своих о своем освобождении. Господь, услы­шав этот вопль, внушил Моисею требовать от фараона освобождения народа еврейского. Но когда ни кроткие убеждения его, ни видимое предстательство Божие за Евреев не тронули сердца фараона, тогда Всемогущий Господь, желая наказать ожесточенное упорство фараона и явить милость Свою к избран­ному народу Своему, чудесным образом поразил смертью всех первенцев египетских, пощадив при этом всех первенцев Еврейских (Исх. 13: 12–16). В благодарность Богу за спасение своих первенцев, евреи и должны были отдавать их Богу на служение при скинии (Исх. 13: 2).

Впоследствии вместо первенцев Господь избрал Себе одно колено Левиино, которое и служило Ему при скинии, а затем и храме. А перворожденные младенцы мужского пола в сороковой день обыкно­венно приносились в храм Иерусалимский. Здесь они искупались все, кроме младенцев из колена Левиина, от служения Богу особою платою, которая состояла из пяти сиклей серебра и поступала на содержание служащих при храме (Числ. 3: 47; 18: 16Исх. 13: 13). Еврейский сикль равняется четырем драхмам, а драхма = 22 ½ коп. серебра, отсюда сикль = 90 коп. Сле­довательно цена выкупа за первенца мужского пола равняется на наши деньги 4 р. 50 к.3 Выкуп про­изводился и за младенцев женского пола и равнялся 3 сиклям еврейским, на наши деньги 2 р. 70 коп.

Кроме положенной платы за младенца, в сороковой день по рождении мать его должна была и за себя приносить в храм очистительную жертву. Богатые матери обыкновенно приносили в жертву Богу годо­вого ягненка, а бедные – пару горлиц или двух птенцов голубиных (Лев. 12: 6 – 8). Эта очистительная жертва исходила из того, что, по закону еврейскому, женщина, после рождения младенца, считалась нечи­стою в продолжении сорока дней. В эти дни, назы­вавшиеся днями очищения, она не должна была при­ходить ко храму, участвовать в общественном богослужении и прикасаться к чему либо священному. По истечении этого срока, она являлась в храм и приносила очистительную жертву (Лев. 12). На осно­вании выше изложенного закона еврейского Пресвятая Богородица вместе с обручником Своим Иосифом в сороковой день приносит во храм Своего Пер­венца, чтобы представить Его пред Господом и принести за Него положенный выкуп, а за Себя – жертву Богу. «До этого времени святое семейство в продолжении 40 дней пребывало в вертепе, где ро­дился Спаситель»4.

«Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его во Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужскаго пола разверзающий ложесна (новорожденный), был посвящен Господу» (Лк. 2: 22 – 23).

Такая причина и цель закона о первенцах явно нисколько не касалась Великого Первенца Марии. Как Сын Божий, Он свободен был от законов человеческих. Но, как пришедший на землю не на­рушит закон, а исполнить, то он и исполняет его со всею точностью.

И хотя Пресвятая Дева, родивши Христа наитием Св. Духа без всякой болезни, не только не имела обыкновенной рождающим женщинам нечистоты, но еще более очистилась, родивши воплотившегося от Нее Сына Божия; однако, чтобы явиться точною исполнительницею закона, пришла очиститься, не тре­бующая никакого очищения. Пресвятая и Непорочная, сделавшись Матерью Господа, освятилась рождением Его, «яко нескверная, неблазная, нетленная и Пречистая Дева»5.

Мать Господа всей вселенной по своему глубочайшему смирению, не гордясь нетленною Своею чистотою, стала, как будто нечистая, на месте нечистых женщин пред дверьми храма, держа на руках Бого­младенца Иисуса Христа6.

Преблагословенная Мария принесла Своего Первенца во храм Иерусалимский и, исполняя полностью закон еврейский, явилась с положенною жертвою за Себя, чтобы священник принес молитву Богу о Ея очищении.

«Чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 2: 24).

Принесла жертву Богу, но жертва Марии была не такова, какую приносили люди богатые. Жертва Марии была жертвою убогих и состояла из двух птенцов Но недостаток внешнего вида жертвы восполнялся внутренним настроением Принесшей: то, чего недоставало для этой смиренной жертвы в ценности, с избытком было вознаграждено чувствами чистейшей души Богоматери. Св. Димитрий Ростовский представляет Марию при этом случае говорящею Богу Отцу такие слова: «се Сын Твой, Отче предвечный! Се Сын Твой, Котораго Ты послал воплотиться от Меня для спасения человеков! Ты родил Его прежде веков без матери; а Я, по Твоему благоволению, родила Его без мужа! Се единственный плод Мой, зачатый во Мне Духом Твоим Святым; и Ты один ведаешь, как Он произошел от Меня! Он Мой Первенец; но Твой первейший, Тебе единосущный и собезначальный, сошедший от Тебя, но не отшедший от Божества Твоего! Приими же Первенца Твоего, с которым Ты сотворил века и повелел, возсиять свету! Приими воплотившееся от меня Слово Твое, которым Ты утвердил небеса, поставил землю и собрал воды морей! Приими Сына Твоего, от земной матери Его! Устрой Его и Меня по воле Твоей Святой, и да искуплен будет Его плотию и кровию весь род человеческий»7.

В храме Иерусалимском, как единственном в то время святилище, в часы молитв и жертвоприно­шений собиралось много народа. И в то время, когда Пресвятая Дева с обручииком Своим Иосифом при­несла сюда своего Божественного Младенца, дворы храма наполнены были толпами молящихся, среди которых находились праведный Симеон и пророчица Анна.

Иосиф и Мария, повинуясь закону, пришли в Иерусалим с Младенцем Иисусом наряду с другими родителями, не богатыми, но бедными. Бедность не позволила им даже принести в жертву овна, а при­несли они две горлицы, или двух птенцов голуби­ных. По-видимому, все было обыкновенно, и ничто не отличало святого семейства от других бедных семейств, пришедших во Иерусалим для испол­нения того же долга. Но не так совершилось на самом деле. Как в Вифлееме пастухи и восточные волхвы, или мудрецы, наставленные чудесным обра­зом, явились проповедниками славы дивного рождества единородного Сына Божия, благоволившего об­лечься в естество человеческое: так и в Иерусалиме Бог приготовил проповедников великого таинства. Праведный Симеон и пророчица Анна возвещают, о тайне, проповедуют наступление спа­сения, и прославляют Иисуса, Спасителя мира.

«Тогда Был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был в нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2: 25–26).

В то время, когда Пречистая Дева Матерь пред­стала в храме для исполнения того, что следовало по закону очищения и искупления первородного, пришел сюда и убеленный сединами старец Симеон, как – бы представлявший в лице своем Ветхий Завет, столь пламенно ожидавший пришествия Мессии. Имя Симеон означает услышание (Быт. 29: 33).

Евангелие не указывает, какому званию при­надлежал Симеон; но основываясь на том, что он принял в храме младенца Иисуса на свои руки, и при этом восхвалил Бога и благословил Марию и Иосифа (Лк. 2: 28 – 34), можно полагать, что он был один из священников Иерусалимского храма. В церковных песнопениях он называется «священнодетелем»8, «священником»9, даже «святите­лем»10, «приносившим законныя жертвы»11 и «очищавшим кровными жертвами люди Израилеве»12. Но Евангелие, умолчав о звании Симеона, изо­бражает нравственные качества его, говоря, что, он был человек «праведный и благочестивый», (Лк. 2: 25), исполнял все обязанности в отношении к Богу и ближнему и имел живую веру в грядущего Избавителя, с нетерпением ожидая дня Его при­шествия; почему и сделался избранным сосудом Святого Духа: «Дух б Свят в нем» (Лк. 2: 26). Подобно другим ветхозаветным праведникам (Евр. 11: 13), Симеон готовился умереть с верою в не­преложность обетований Божиих; но Дух Святой возвестил ему лучший жребий, что он не умрет, не увидев Христа Господня (Лк. 2: 26).

Старец Симеон был человек праведный, бла­гочестивый, исполненный даров Св. Духа, глубоко понимающий Св. Писание, и всем сердцем ожидав­ший обещанного Избавителя мира. Он ожидал первого пришествия Христа подобно тому, как истин­ные христиане, исполненные благодати Св. Духа, ожи­дают второго страшного пришествия Христа, когда Он со славою придет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его. И вот в награду за это ожидание и святую благочестивую жизнь Си­меона, ему обещано было Духом Святым, что он не увидит смерти до тех пор, пока не увидит Христа Господня.

Древнее Церковное предание свидетельствует, что Симеон получил это обещание за 270 лет до Рож­дества Христова при следующих обстоятельствах.

Египетский царь Птоломей Филадельф, по совету знаменитого Димитрия Фалерского, своего библиотекаря, пожелал собрать в свою библиотеку (Александрий­скую) священные книги всех народов, а следова­тельно и еврейские, но только переведенные с еврей­ского на греческий язык. Еврейский первосвященник, исполняя доброе желание царя, отправил ему все книги на своем родном языке, а для перевода их на греческий язык послал туда – же семьдесят два переводчика или толковника (по шести человек с каждого колена). В числе этих семидесяти пе­реводчиков свящ. Писания Ветхого Завета с еврей­ского языка на греческий и был праведный Симеон. Ему пришлось, между прочим, переводить книгу Исаии. Переводя эту книгу, он обратил внимание на то место в ней, где сказано: «се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Исаии 17: 14). Считая слово – «Дева» ошибочным, могущим ввести в заблужде­ние, он хотел выскоблить слово – «Дева» и напи­сать слова – «замужняя жена». Но вдруг пред ним явился Ангел Господень и, удержав его руку, ска­зал: «верь написанному, ты сам увидишь исполне­ние этих слов, и не умрешь, пока не узришь Христа Господа, рожденного от чистой Девы!»13. Симеон уверовал словам Ангела и Пророка и, предавшись, весь делам благочестия, стал с радостным нетер­пением ожидать пришествия в мир Христа Спа­сителя.

Обещано видеть Господа, рожденным от Девы, но не сказано–как, когда и где? Это, вероятно, потому, чтобы и вера и упование старца не ослабли, но постепенно увеличивались, дабы он достойным обра­зом мог встретить Христа. Можно судить, чем сделалась после этого жизнь для Симеона, прожив­шего весь предел земной жизни, уставшего от жизни, исполненной множеством своих и народных испытаний; загорается у него сильнее, чем когда – либо, живая надежда избавления; с каждым часом он ожидает явления в мир давно желанного Мессии, с каждым восходом солнца старец ожи­дает востока с высоты, а с каждым заходом – вспоминает о своем западе и чем ближе к концу склоняется его жизнь, тем живее и напряженнее становится его ожидание. Когда Иисус был прине­сен в 40-й день Св. Девою во храме, то Симеон, будучи уже тогда 360 лет, как говорить предание, пришел во храм по внушению Св. Духа.

Пришел Симеон по вдохновению в храм. И когда родители принесли Мла­денца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взяв Его на руки, благословил Бога и сказал» (Лк. 2: 27, 28).

Праведный Симеон в это время жил за горо­дом, в предместии Иерусалима; по старости лет и слабости здоровья он уже не посещал храма, как раньше, но по внушению Духа Божия сегодня соби­рается с последними силами, идет в храм для встречи Богомладенца Иисуса, так как он полу­чил откровение, что Матерь Божия принесет Мла­денца в храм, чтобы представить пред Господа (Лк. 2: 22).

Исчезли немощь и старость: Симеон в храме ждет Владыку... Входят Иосиф и Мария с Богомладенцем на руках. Пресвятая Дева Мария, как и раньше мы уже сказали, остановилась пред дверьми храма, считая себя по закону нечистою. Но архи­ерей Захария, отец Иоанна Предтечи, которому Пресвятая Дева, при совершении им обряда очищения, отдала своего Сына, как бы Богу, поставил Пресвятую Деву с Младенцем в храме на месте девиц, как повествует об этом Свв. Григорий НисскийКирилл Иерусалимский и Андрей Критский. Когда же книжники и фарисеи, увидевши это, стали роптать на Захарию, то он сказал им: «всякое соз­дание покоряется своему Создателю и исполняет Его волю; от Его всемогущества зависит устроить тварь, как Ему угодно и сотворить, чтобы Дева родила и по рождении осталась Девою; и так, как эта Мать и по рождении Своего Сына осталась чистою Девою, то я и поставил Ее на месте девиц»14. На эти убеждения книжники и фарисеи отвечали громким ропотом, но Захария не изменил своего намерения.

Видя эту картину, праведный Симеон на мгнове­ние останавливается в немом благоговении пред чудным Младенцем, который сиял, как лучезарный столп на руках Своей Матери. Затем Боголепный старец Симеон, благословив Бога, берет Мла­денца себе на руки, он не целует Его, не ла­скает Его, как делают обыкновенно с детьми: он держит Его только пред собою и с любовью и радостью смотрит на Него, потому что это его Спаситель, его утешение и мир. Он держит в своих старческих руках Того, Кого ожидал и желал видеть не только он, но и весь мир, все люди. Дух Святой открывает ему в сем Мла­денце обетованного Мессию, и святой, убеленный сединами старец, подобно лебедю, поющему свою последнюю песнь, объятый священным восторгом, произносит свой чудный предсмертный гимн.

«Ныне отпускаешь раба твоего Владыко, восклицает старец, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты у уготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычни­ков, и славу народа Твоего, Израиля» (Лк. 2: 24 – 32).

Долго я ждал Тебя, как бы так говорил старец, желая зреть Твое пришествие, и вот наступил тот блаженный час, о котором Ты предсказал мне, Владыка жизни и смерти! Теперь нет уже более причин держать меня на земле; ровно как и для меня нет уже отныне более целей жизни, ибо главнейшая мною уже достигнута: я увидел Тебя, и теперь могу успокоиться! Обрадованный, иду я благовествовать радость праотцам и отцам моим, яко видесте очи мои спасение Твое! «Адаму известити хотяй, иду, во аде живущему и Еве принести благо­вестие»15. Я видел Того, Кого так пламенно же­лали видеть патриархи и цари наши (Иоан. 8: 56Евр. 11: 13). Не блаженнее ли я всех их? Не блажен­нее ли я и самого отца верующих, Авраама, который здесь же на горе Мориа видел только образ Хри­ста Твоего (Быт. 22: 9)? Не блаженнее ли великого законодателя Моисея, который с горы Навав ви­дел лишь страну (Втор. 34: 1), где надлежало явиться Тебе? А я в объятиях своих вижу не образ и не сень, а самое спасение Твое, еже еси уготовал пред лицом всех людей! О, если бы все люди познали, что это Тот, о котором Ты, Боже, говорил устами Св. Пророка Твоего: «дах Тя в завет рода, во свет языком, еже быти Тебе во спасение, даже до последних земли» (Исаи. 49: 6,42; 60: 3). О, всеблагий Отец светов! пред грядущим мне мраком смерти я вижу спасительный свет Твой: он воссиял здесь, но разольется по всему миру и осияет все народы; это свет во откровение языков, имеющий разогнать гибельную тьму их (Исаии 49: 9): он явит им Тебя, истинного Бога и Спасителя (Иоан. 1:18; 17:3) и, происходя из среды Тобой хранимого народа, по­служить в славу людей Твоих – Израиля! От во­стока солнца и до запада, народы всех стран и колен отныне и до века ублажат патриархов наших, веровавших в грядущего Искупителя; про­славят пророков, предсказывавших о пришествии Его; прославят и ублажат Пресвятую Матерь Твою; боголепно почтут и Твою, о Иегова, божественную вечную славу! Так Владыко Господи, я вижу теперь и осязаю жизнь и свет всего мира, славу Израиля и Утеху всех верующих. Чувствую, что, приложив это сокровище к моему сердцу, я соединился с ним духом; и потому нет уже для меня более жизни зем­ной, а открыта жизнь новая бесконечная! Отпусти же, Владыко, раба Твоего по глаголу Твоему с миром!16

Какие чистые и возвышенные мысли о Спаси­теле высказывает в своем священном гимне праведный Симеон. Он видит в Младенце Иисусе Спасение или Спасителя людей не от внешнего рабства, но от, рабства дьяволу, – от грехов их. Он видит назначение сего спасения для всего мира; оно не ограничится одними Евреями, как думали сии последние; оно уготовано для всех людей. Предвидеть он и те блага, которые Мессия дарует людям. Он освободит их от заблуждений, суеверий и страстей, и просветит светом истинного Богопочтения. Видит в Нем и славу народа Израиль­ского, так как Спаситель мира среди этого народа жил, учил, творил чудеса и из него же избрал апостолов – просветителей вселенной.

«Иосиф же и Матерь Его дивились ска­занному о Нем» (Лк. 2: 33). Но ни одно только радостное и утешительное из жизни Божественного Младенца возвестил праведный Симеон.

«И благословил их Симеон , и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на па­дение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, (и Тебе Самой оружие пройдет душу) да откроются по­мышления многих сердец» (Лк. 2: 34 – 35).

«Зачем же ты, старец, спрашивает Св. Фео­дот Анкирский, мешаешь с веселым печальное? Доселе ты говорил о свете и славе, а теперь возвещаешь о падении и предсказываешь оружие для ро­дившей? Да, отвечает Св. Отец церкви, все будет в свое время. Не все воспользуются спасением, принесенным на землю Божественным Сыном Твоим: для тех, которые, уверуют и последуют за Ним, Он будет восстанием от падения; для тех же, которые, по упорству во зле, отвергнут Его, Он послужит к конечному падению и гибели их»17.

Краткими, но многознаменательными словами Симеон предвещал Богоматери всю будущую жизнь Ее Сына. Сколько высоких мыслей, сколько глу­боких чувствований, сколько благоговения возродилось в душе Богоматери при этих пророческих словах. Он еще Младенец, а праведный Симеон называет Его Ветхим деньми; Он еще слаб, а уже имеет власть живота и смерти! Он еще в пеленах, а Ему кланяются, яко Богу!

После слов, сказанных святым родителям Си­меоном, являет присутствие свое во храме, престарелая пророчица Анна, которая также указывала мно­гим на Богомладенца Иисуса, как на обетованного Мессию Христа.

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Ассирова, достиг­шая глубокой старости, проживши с му­жем от детства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2: 36 – 38).

Вторым свидетелем столь дивного события явле­ния в храм Иерусалимский Богомладенца Иисуса была пророчица Анна. Святая Анна пророчица, дочь Фануилова, происходила из колена Ассирова, кото­рое отличалось богатством, силою и, вместе с тем, кротостью и миролюбием (Быт. 49: 20Втор. 33: 24 – 25). От роду Анна имела 84 года и обладала даром пророчества. С мужем она прожила только семь лет, сохранив при этом для брака девство. Не до­вольно было евангелисту сказать: «проживши с му­жем семь лет», но он прибавляет «от девства своего». Следовательно, в представлении евангелиста, образ Анны был еще возвышеннее от того, что она была чистою девою до брачного состояния.

Старая, слабая, Анна с трудом могла ходить во храм и однако земным отечеством ее был дом Божий; отечество небесное, вечное, которого ожидала душа ее с святым нетерпением, было еще впереди. Теперь она ждала величайшего, мирового события – явления во плоти своего Господа, Утехи Израилевой; она знала, что когда, наконец, придет Сын Божий во плоти, тогда Его узрят и обрящут в доме Божием, во храме. Посещая храм, куда стремилось сердце ее днем и ночью, она надеялась, хотя и на закате дней своих, встретит в нем Господа славы. Надежды ее оправдались. Приходит во храм согбен­ная от старости и постоянного поста старица, и ее сердце забилось. Сердце старицы еще раз сделалось юным, ее глаза заблистали, но руки дрогнули, по чему она и не берет в свои объятия Избавителя. Постигнув духом, кого видит пред собою, она славит Бога за исполнение древних обетований в слух Св. семейства, и не только здесь во храме, но и везде, где только были люди, жившие верою в Иисуса Христа и ожидавшие Его скорого явления для спасения людей.

В церковных песнопениях Св. Анна назы­вается «всехвальною вдовою»18, «целомудренною, пре­подобною и старицею»19, «пророчицею»20, «непороч­ною и славною»21, «Богодухновенною»22.

«И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею в го­род свой Назарет» (Лк. 2: 39).

Святое семейство с Божественным Младенцем Иисусом возвратилось из Иерусалима в город Вифлеем. А отсюда, избегая преследования Ирода, Иосиф, по откровению от Ангела, берет Младенца и Матерь Его и уходит в Египет (Мф. 2: 14).

Эта страна, бывшая некогда убежищем для де­тей Иакова, теперь поступила убежищем для Бого­младенца, скрыв Его от убийц царя Ирода. После смерти Ирода, Господь воззвал Сына Своего из Египта (Мф. 11: 19 – 21), подобно тому, как Он раньше вывел сынов Израилевых из Египта и ввел их в землю обетованную. По возвращении из Египта Иосиф и Мария отправились в Галилею, в род­ной свой город Назарет (Лук, 2: 39), да сбудется реченное чрез пророков, что Он (Христос) Назореем наречется (Мф. 2: 23).

В этом то незначительном, но живописном городке и воспитывался Иисус Христос до тридцатилетнего возраста, преуспевая в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков (Лк. 2: 52). Здесь то в тиши семейной, вдали от шумной сто­личной жизни, вдали от земной и ложной учености, Иисус Христос готовился к великому служению, которое Он принял на Себя, как исполнение воли Отца Небесного.

Торжественная и чудная встреча Богомладенца Иисуса праведными Симеоном и Анною во храме Иерусалимском не могли не подействовать на помыслы, слышавших и видевших это евреев. Сама Пресвя­тая Дева Матерь и Св. Иосиф удивлялись, как говорит евангелист: «и бе Иисус и Мати Его чудящася о глаголемых о Нем» (Лк. 2: 33). Удивлялись Иосиф и Матерь Божия словам Симеона о предвечном Младенце не по незнанию своему, а по чувству глубочайшего благоговения к Богу, удостоившему Деву Марию быть Матерью Господа, а Иосифа попечителем Её. Не могли не удивляться произошедшему также и все присутствовавшие во храме. С одной стороны, торжественная в храме встреча Христа и пророче­ское приветствие Симеона, с другой стороны, явление в Иерусалиме восточных мудрецов, вопрошающих: где родившийся царь Иудейский (Мф. 2: 2)? напол­няют молвой весь многолюдный Иерусалим; молва доходит до ушей царя Ирода. Все встрепенулось во Израиле, все впадают в тревогу от этого известия. Одни ищут рожденного Христа, чтобы принести дары, как Царю и Господу Своему, и поклониться Ему; другие встревожились Его явлением, ищут Его по­губить, как, напр., Ирод царь.

Поднимаются среди евреев толки и суждения о рожденном Христе, об Его уничиженном рождении, противоречащем их духу и ожиданиям; результатом же всех суждений явилось и самое осуждение Иисуса Христа, чем всецело оправдалось пророче­ство Симеона. Земные мудрецы и ученые, каковыми были еврейские первосвященники и книжники, начали соблазняться о Нем, неправильно изъяснять писание о Его рождении и явлении миру; Ирод царь зара­жается ложным умствованием о Мессии книжников и фарисеев, впадает в тревогу за неприкосновен­ность и целостность царского трона, не медля прини­мается защищать свои права на царский трон и употребляет, для того грубую физическую силу, или насилие над невинным Младенцем: издает указ, отыскать и убить Его. Таким образом, этот Боже­ственный Младенец, родившийся не для земного царствования, а для поднятия крестных мук, согласно ясному пророчеству Исаии (43: 53) и Давида (Псал. 21, 39, 40, 41), за грехи мира, становится еще в пеленах повитый на падение многих во Израиле, и в пред­мет противоречия, как сказал праведный Симеон. Пришедший Мессия, вместо общей радости и благих надежд на спасение, становится для Евреев пред­метом противоречия, и чрез то на падение многих.

А это изгнание Богомладенца в чужую землю, вместе с Матерью, эта вражда против Ее Сына от колыбели до гроба от сильных мира сего, это поругание Его первосвященниками – Анною и Каиафою, царем Иродом (Иоан. 18Лк. 23), это предание Его на смерть самую позорную и ужасную, «это терние венца Его, гвозди, копие, Его прободающее, Его раны. Его болезненный вопль и умирающий взор»23, не это ли тот меч для пречистой и любящей души Бого­матери, который имел пройти ее душу насквозь. «И Твое сердце, Нетленная, оружие пройдет, Симеон Богородице провозгласи, на кресте зрящи Твоего Сына»24, поется в церковных песнопениях.

Даже и тогда, когда свет славного воскресения Христова озарил мир, и проповедь Евангелия, подобно волнам моря, быстро и неудержимо развилась в концы вселенной, Преблагословенной Марии неодно­кратно приходилось проливать слезы по тому или дру­гому случаю, каковы например: гонение, воздвигнутое на юную Церковь Христову, убиение первомученника Стефана, смерть Иакова, брата Иоаннова, Ее родствен­ника, убитого Иродом и другие. Поистине слова Бо­гоприимца Симеона тогда, быть может, не для всех слышавших понятные, впоследствии были объяснены вполне земною жизнью Спасителя.

После события Сретения Господня св. Симеон вскоре скончался, имея от роду более 360 лет.

По народному верованию св. Симеону Богоприимцу молятся о здоровье младенцев.

Из рассмотрения события Сретения Господня нельзя не видеть чудного примера смирения и послушания закону Божию, уставам и предписаниям закона со стороны Богомладенца. Сам законодатель, Сам Ветхий деньми, давший древле на Синаи закон Моисею, «днесь Младенец видится и, закон исполняя, в храм приносится». Тот, Который устами псалмо­певца Давида взывал: к Тебе привержен есть от чрева Матери Моея (Псал. 21: 119), приносится для особого посвящения Господу. Тот, которому надлежало освятить и искупить всех людей, был Сам прежде посвящен Богу и искуплен, положенным законом выкупом.

По примеру Спасителя нашего, принесенного в сороковой день во храм Иерусалимский, и каждый из нас сорокадневным от рождения приносился в храм, и этот священный обряд называется воцерковлением. Чрез воцерковление новорожденный представляется св. Церкви и вводится в нее, как новый ее член. Для этого, после положенных молитв, священник, взяв на руки принесенного матерью младенца подобию Симеону, три раза изображает им крест: входя во храм, среди храма и пред Царскими дверьми, каждый раз произнося: «Воцерковляется раб божий (или раба Божия) во имя Отца и Сына и Святого Духа» и пр. Нужно заметить, что младенцы мужского пола вносятся священником в алтарь, а затем уже как те, так и другие возвращаются матерям, при чтении молитвы Симеона Богоприимца: ныне отпущаеши раба Твоего... С молитвами о мла­денце соединяются молитвы и о самой матери, дабы восстановить ее союз с Церковью, прерванный бо­лезнями.

История праздника

ih3862.jpg  Об этом празднике упоминают свв. Отцы Церкви III, IV и V века. В III в. о празднике Сретения говорит Мефодий Тирский или Патарский, в своем слове о Симеоне, Анне и Богоматери. В IV в.–св. Василий Великий, Кирилл Иерусалимский, св. Амфилохий епископ Иконийский, Амвросий Медиоланский, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст. В V в. – Феодот епископ Анкирский. Из этого же века Право­славная Церковь имеет песнопения на день Сретения, изложенные Анатолием, епископом Константинопольским.25 Но за все это время праздник Сретения Господня не был всеобщим, и не составлял большого церковного торжества. Уже в VI веке, в царствование Юстиниана праздник этот сделался торжественным и повсеместным, по следующему случаю.

В конце октября месяца 542 года в Константинополе и прилежащих к нему областях появилась страшная моровая язва, длившаяся три месяца и от которой ежедневно умирало от 5 до 10 тысяч чело­век. Не говоря уже о простолюдинах, тела самых знатных и богатых граждан оставались не погребенными. Разумеется, как и в наше время, так и в древности, при народных бедствиях, обращались к Богу с усердной молитвой о помиловании. Тогда Гос­подь открыл одному из благочестивых мужей, что бедствия, постигшие народ, прекратятся, как скоро установлено будет торжественное празднование Сре­тения Господня. Объявление этого Богоугодного предложения всеми было принято с радостью. И когда наступил второй день февраля 543 года и совершено было торжественное церковное празднество со всенощ­ным бдением и крестным ходом, моровая язва прекратилась. Вслед за этим греческий император Юстиниан повелел по всей империи день этот причислить к торжественнейшим дванадесятым празд­никам Церкви.

Свв. Отцы и Учители Церкви своими бессмертными трудами украсили Богослужение настоящего празд­ника соответствующими событию молитвословиями и песнопениями, которыми и доселе Православная Цер­ковь восхваляет празднуемое событие. Так, стихиры на Господи воззвах – произведение Германа, патриарха Константинопольского и Иоанна Дамаскина; стихиры на Литии – творчество Анатолия, патриарха Константинопольского, Иоанна Монаха, Андрея Пирра, Германа и Андрея Критского. Стихиры стиховны составлены монахом Козьмою и Андреем Критскими. Составле­ние всего канона на этот день принадлежит Козьме, епископу Маиумскому. Из хвалитных стихир последняя принадлежит Герману, а остальные неиз­вестно кем написаны.

Богослужение праздника

6366695532.jpg  Сретение Господне в Православной Церкви празднуется 2-го февраля и, по уставу Церкви, принадле­жит к числу дванадесятых Богородичных праздников. Что к Богородичным, а не Господским праздникам принадлежит Сретение Господне, видно из того, что если этот праздник случится в воскресенье, то воскресная служба не оставляется, как это и бывает во все Богородичные праздники; тогда как в Господские праздники, случившиеся в воскресенье, воскресная служба опускается. Иногда праздник этот называется – Сретением Пресвятой Богородицы.26

Последнее наименование праздника дает большее право причислить настоящее событие к числу двана­десятых Богородичных праздников. Что может быть подтверждено и самим фактом принесения Богомладенца во храм. Сорокадневный Младенец Иисус именно был принесен Мариею во храм по закону еврейскому. Главным действующим лицом настоящего священно – исторического события является Богоматерь, а отсюда и празднуемое событие должно отнести более к Ней, чем к Богомладенцу Иисусу, что и увидим ниже из богослужебных песнопений на сей день.

Еще с 15 января Церковь начинает напоминать чадам своим о приближении праздника (Сретения Господня пением ирмосов этого праздника «Сушу глубокородительную землю».

Предпразднство Сретения Господня начинается 1-го февраля, а попразднство оканчивается 9-го февраля, если не случится в это время великого поста, потому что тогда Сретение празднуется столько дней, сколько до поста остается. Если же сам праздник случается в первые дни Великого поста, то церков­ное празднование переносится на предыдущее воскре­сение пред постом и тогда попразднственных дней не бывает.

На всенощном бдении праздника читаются три паримии: первая (Исх. 12: 51; 13: 1 – 3; 13: 10 – 16Лев. 12) об избрании первенцев Еврейских на служение Богу и о древнем законе очищения; вторая (Исаии 16) о духовном очищении от грехов, виденном пр. Исаиею в прикосновении горящего угля к устам Исаии; третья (Исаии 19: 1 – 21) о видении Исаиею Египта, куда приидет Господь, и сотрясутся рукотворения египетские от лица Его и ведом будет Господь Египтянам: что вскоре после Сретения Го­спода действительно и исполнилось, когда Он с Мариею, Матерью Своею, и Иосифом удалился от Ирода в Египет.

На всенощном бдении этого праздника бывает лития, благословение хлебов и елепомазание верующих при целовании иконы праздника. Пением тро­паря праздника Церковь прославляет Христа Бога нашего с участниками празднуемого события – Приснодевою Богородицею и праведным Симеоном. «Радуйся Благодатная Богородице Дево, воз­глашает Церковь в день Сретения, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, просвещаяй сущыя во тме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, да­рующаго нам воскресение27.

В кондаке праздника Церковь прославляет из­бавление от бед, некогда постигших жителей Во­стока и по милости Божией прекратившихся при императоре Юстиниане, – «и ныне спасл еси нас Христе Боже, восклицает Церковь; но умири во бранех жительство, и укрепи императора, его же возлюбил еси, едине человеколюбче»28.

Евангелие на всенощном бдении читается от Луки (2: 25 – 32) и оканчивается словами праведного старца, что он видел «Свет во откровение язы­ком, и славу людей твоих Израиля».

В день 2-го февраля на литургии читается Апо­стол – послание апостола Павла к Евреям (7: 7 – 17) о вечном превосходнейшем священстве Христовом по чину Мелхиседекову пред священством ветхозаветным. Евангелие на литургии читается от Луки (2: 22 – 40).

В некоторых местах пред началом литургии, в воспоминание избавления от моровой язвы, бывшей в 542–543 гг., исходят с литиею вне обителей и, но время крестного хода, поют стихиры и канон праздника.

Как на особенность в совершении Богослужения можно указать следующее. Хотя Сретение принадле­жит к Богородичным праздникам, но в этот день, как бывает в праздник Господень, поло­жено – «входное», после которого поется тропарь и кондак праздника; но праздничные антифоны не положены, а поются изобразительны с блаженными, после же служб – всенощной и литургии положен особый отпуст, как и в праздники Господни.

На другой день Сретения – 3-го февраля Церковь совершает память Симеона Богоприимца и Анны пророчицы.

Общая нравственная мысль описываемого нами праздника – внушение смирения и беспрекословного повиновения воле Божией. В частности поступок родителей Иисуса Христа научает всех родителей тому, что они должны прежде всего обращаться с плодом благословения Божия к Богу, Который один дает дыхание и жизнь, и в деснице коего заклю­чается вся участь человека. Пример Преблагословенной Матери Сына Божия, исполнившей, подобию обык­новенным женам, обряд очищения, внушает каждому из нас заботиться об очищении себя от вся­кой скверны плоти и духа, каковым сквернам мы действительно более или менее подвергаемся.




Фоторепортаж о том, как праздничное богослужение прошло в храме Знамение.