О ХРАМЕ
Подворье Патриарха Московского и Всея Руси
Храм Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом дворе

История храма до 1917г.

Храм на этом месте известен с 1613 года. В конце 1680-х гг. (по другим источникам в 1691г.) был выстроен и освящен ныне существующий храм. Прекрасный памятник московского (нарышкинского) барокко – ярусный храм "под колоколы" (с колокольней над сводом храма).

В разные годы усадьбой владели Романовы, Нарышкины, Разумовские, с 1799 г. - Шереметевы, откуда храм и получил свое устоявшееся название. Храм числился домовым, с 1722 г. приходским.

Церковь Знамения иконы Божией Матери на Шереметевом дворе находится близ Воздвиженки в Романовом переулке
(ранее ул. Шереметьевской, в советское время ул. Грановского). Переулок назван так по находившемуся здесь в старину владению бояр Романовых, где и была выстроена первоначально их домовая Знаменская церковь. znam_pcard.jpg

Церковь стала свидетельницей и участницей многих исторических событий. Здесь молились патриархи, великие князья, представители древнейших родов России.

Когда-то на этом месте стоял опричный дом царя Ивана Грозного, церковь известна с 1613 года, а первый Знаменский храм здесь поставил в 1625 году Иван Никитич Романов, брат патриарха Филарета и дядя царя Михаила Федоровича, на пожалованном ему племянником имении. Икона Знамения считалась покровительницей дома Романовых, поскольку она была главной иконой Новгорода, откуда вышел род Романовых, а в день Знаменской иконы в 1612 году все пределы России были избавлены от врагов. Под грамотой об избрании Михаила Романова на царство две печати из трех были с изображением иконы Знамения.

По смерти сына Ивана Романова Никиты Ивановича (двоюродного брата царя Михаила), который не оставил потомства, двор с церковью стал в 1656 году «государевым», и царь Алексей временно разместил здесь дворцовые службы Оружейной палаты, в том числе и иконописные.

В 1671 году царь Алексей Михайлович пожаловал этот двор с церковью своему тестю Кириллу Полуэктовичу Нарышкину, отцу царицы Натальи Кирилловны. Ее брат Лев Кириллович, дядя Петра I , прославился, в частности, тем, что способствовал развитию великолепного архитектурного стиля – «нарышкинского» или «московского» барокко. По мнению искусствоведов родоначальницей этого стиля была как раз церковь Знамения, построенная Нарышкиным на своем дворе на месте более древнего храма. Помимо Престола иконы Божьей Матери «Знамение» в церкви есть престолы Преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского.

Последней владелицей дома и церкви из рода Нарышкиных стала в 1738 году Екатерина Ивановна Нарышкина, вышедшая замуж за любимца императрицы Елизаветы графа Кирилла Григорьевича Разумовского. После смерти жены граф Разумовский, ставший президентом Академии Наук, а позднее и Гетманом Малороссии, построил близ церкви настоящий дворец (дом № 6 по Воздвиженке). Знаменскую же – домовую - церковь «с главами и звоном» соединял с новыми покоями крытый переход, и она поддерживалась в прекрасном состоянии.

К концу жизни, приблизительно в 1800 году, Разумовский продал владение на Воздвиженке шурину своего сына, графу Николаю Шереметеву, отчего оно получило название «Шереметев двор». В 1812 году церковь Знамения сгорела, но впоследствии была восстановлена, и 21 сентября 1847 года ее заново освятил митрополит московский Филарет (Дроздов). В конце XIX века, дворец перешел к Московской Городской Думе. Храм в это время имел приходской статус.

В 1929 г. храм был закрыт, трапезная была сломана, стесаны белокаменные украшения нижнего яруса. В подклете разместилась хозяйственная часть. Здание церкви было перепланировано внутри и разгорожено на несколько этажей. В течении многих лет здесь располагалась больничная кухня, столовая и различные административные помещения. Фасады здания эпизодически реставрировались в 1950-х и 1970-х гг. znam_hram_19v.jpg

Внутренний двор бывшего дворца Разумовских-Шереметевых и церковь Знамения скрывают стены мрачного серого здания (дом № 6) по Воздвиженке, построеного в 1930 году для Центральной Кремлевской больницы, и хотя теперь она располагается в другом месте, один из ее корпусов и поныне находится в Романовом переулке, а войти в церковь можно только через проходную больницы. Этот корпус, храм и бывший Шереметевский дворец находятся в ведении Медицинского Центра Управления Делами Президента РФ.

Храм был недоступен для обозрения и посещения верующими,
до последнего времени . Полная реставрация памятника архитектуры XVII столетия, воссоздание его интерьеров требуют значительных материальных ресурсов.


В 2004 году спустя ровно 75 лет после закрытия, состоялся первый молебен и теперь в храме регулярно совершаются богослужения по воскресным и праздничным дням.
В 2007 году завершены основные реставрационные работы по восстановлению внешнего облика храма. znam_d.jpg

В 2010 году на праздник Покрова Божией Матери храм обрел голос: восстановлены и подняты на колокольню 10 колоколов. В настоящее время близятся к завершению работы по капитальному ремонту Дома причта, переданному храму в аварийном состоянии. Однако много сил и средств ещё предстоит вложить в воссоздание внутреннего убранства храма, В первую очередь, это восстановление утраченного уникального барочного резного позолоченного иконостаса XVII века, написание храмовых икон, восстановление внутренних росписей стен храма.

Храм в советские годы

1917-1920-е г.г.

К началу XX века Знаменская церковь в Шереметевском переулке работала как приходская. После мятежа 1917 года в конфискованной большевистским государством усадьбе Шереметевых ненадолго разместилась Военная Академия Красной Армии и военный Музей. К Знаменской церкви было пристроено несколько помещений, в которых по личному указанию В. И. Ленина для «поддержания здоровья наших товарищей, подорвавших его в царских тюрьмах и в боях в период гражданской войны» была открыта специальная столовая. Одновременно советские правители разместили во дворце больницу Лечсанупра, в народе она назывались «кремлевская». hram_1920-e.jpg

28 апреля 1921 года была зарегистрирована Знаменская религиозная община, которая по договору стала пользоваться зданием церкви и ее имуществом. Однако договор в одностороннем порядке Моссовет имел право расторгнуть, при наличии на то каких-либо усмотренных им причин.

В мае 1922 года в рамках кампании «в помощь голодающим Поволжья» из храма Знамения были изъяты металлические богослужебные предметы: ризы и венчики с икон, богослужебные кресты, кадила, сосуды, оклады с Евангелий, весом более пуда.

В эти трудные для Знаменской общины времена, когда над храмом довлела угроза его закрытия, на должность исполняющего обязанности настоятеля поступил священник Владимир Владимирович Криволуцкий.

Владимир Криволуцкий не был потомственным священником, происходил из мирян. Получив университетское образование, поступил на службу в Министерство Финансов. Во времена тяжелых испытаний для родного Отечества, в связи с развернувшимися военными действиями на западных окраинах Российской Империи, в 1915 году, окончив артиллерийские курсы, добровольцем ушел на фронт. В 1918 году демобилизовался и переехал в Москву. С 1918 по 1922 годы находился на военной службе в 33-й артиллерийской бригаде в звании бригадного адъютанта.

В процессе работы с архивными документами этого исторического периода обращает на себя внимание тот факт, что в те страшные годы многие миряне, испытавшие тяготы военных событий и кровавого переворота, увидевшие ужасы братоубийственной гражданской войны, решили посвятить свою судьбу служению Богу в церковном сане. Таковой выбор сделал и Владимир Криволуцкий, поступив в 1921 году в Православную Народную Академию. После ее окончания в 1922 году посещал богословские курсы. 6 Марта 1922 года В. Криволуцкий был рукоположен во диакона к церкви свв. мчч. и бессрр. Кира и Иоанна на Солянке в Москве, где до рукоположения прислуживал при настоятеле иерее Сергии Битюкове (впоследствии архимандрит Серафим). Затем был переведен диаконом же к церкви Спаса Преображения на Песках. 9 сентября 1923 года Святейшим Патриархом Тихоном рукоположен в сан иерея в храме Пимена Великого. В этом же году о. Владимир был назначен к церкви Знамения на улице Грановского (с таким названием просуществовал Романов переулок с 1920 по начало 1990-х г.г. – прим. ред.) на должность исполняющего обязанности настоятеля.

30 августа 1926 года в Церковный подотдел Моссовета обратилось правление жилищного товарищества домов № 2 и № 6 по улицам Грановского и Воздвиженке с ходатайством «о передаче ему помещения под церковью во имя Знамения, находящегося во владении Товарищества,  для использования его в хозяйственных целях», по которому просьба товарищества была удовлетворена.

                                                                                                                                                                                 hram_1930-e.jpg
Особенно остро вопрос о ликвидации Знаменского храма стал подниматься властями в 1929 году. В храм из Моссовета был направлен инспектор Новиков, который в своей докладной записке излагал причины необходимости ликвидации храма Знамения и его общины верующих: «7 сентября 1929 года мною была обследована церковь Знамения по ул. Грановского, причем выяснил следующее: церковь типично домовая бывшая, графа Шереметева, находится во дворе дома №2, тесно соприкасаясь с жилыми квартирами, имеет один вход, через который приходится ходить nжильцам вместе с верующими. Внутри церковь представляет из себя зал с низкими потолками. Группа верующих незначительна и посещаемость церкви колеблется от 5 до 10 человек. Принимая во внимание острую нужду жилтоварищества в помещении для культурно-просветительских целей, а также непосещаемость и запущенность церкви, ввиду близкого соседства приходской церкви Крестовоздвиженского монастыря, а также отсутствие средств у приходского совета для содержания церкви и отказ от уплаты за коммунальные услуги, необходимо церковь ликвидировать, передав освободившиеся помещения коммунистической организации жилтоварищества».
В этом же году в Моссовете рассматривалась также возможность передачи здания храма Знамения Московскому университету для организации в нем занятий физкультурой или размещения научных коллекций университета, но дело о передаче здания церкви решилось в пользу «жилтоварищества»; а по факту церковь была передана в ведение кремлевской больницы.

Незадолго до начала ликвидации, в ночь на 6 октября 1929 года в храме произошла кража церковных вещей. Взамен похищенного община должна была приобрести аналогичные предметы или внести в Госхран стоимость украденного. Кража послужила для Адмотдела Моссовета дополнительным обоснованием того, что ликвидацию храма Знамения на улице Грановского необходимо ускорить, после чего Моссоветом было принято постановление о закрытии храма.

Лишившаяся своего храма община церкви Знамения по улице Грановского 4 февраля 1930 года обращалась в Административный отдел Моссовета с прошением разрешить ей присоединиться к общине верующих храма свт. Николая в Котельниках и выдать для перенесения в тот храм части бывшего церковного имущества Знаменской церкви.

1930-е г.г.

 7 марта 1930 года при ликвидации храма Знамения инспекторами Адмотдела Моссовета были приняты оставшиеся иконы и богослужебные предметы. А 21 марта 1930 года у верующих были отобраны ключи от Знаменской церкви.

Священник Владимир Криволуцкий продолжил свое служение в храме свт. Николая в Котельниках в должности иерея до кончины настоятеля этого храма о. Николая Черткова. О. Владимир неоднократно подвергался арестам, был осужден по обвинению в антисоветской пропаганде, приговорен ссылкам.  В 1946 году сослан в Казахстан.

В связи с тяжелым  заболеванием освобожден за год до окончания срока в 1955 году, а 29 марта 1956 года последовала его кончина. Известно, что перед смертью о. Владимир исповедовался и причастился Святых Христовых Таин. Похоронен в Москве, на Введенском (Немецком) кладбище. Храмовая икона Божией Матери «Знамение», спасенная о. Владимиром после закрытия Знаменского храма в 1930 году, ныне сохраняется его родственниками и является их семейной реликвией.

Еще до закрытия храма Знамения усадебные строения подверглись многочисленным сломкам, реконструкциям и перестройкам для нужд кремлевской больницы и ее столовой. После ликвидации Знаменского храма столовая с кухней расположилась непосредственно в самом храме, в куполе же была открыта ленинская комната с библиотекой. Помимо столовой на территории бывшей усадьбы Шереметевых располагался спецраспределитель дефицитных продуктов для партэлиты (знаменитый распределитель на Грановского). hram_1940-e.jpg

В 1930 году были сломаны флигели усадебного дома по улице Воздвиженке (ул. Коминтерна, потом проспект Калинина). Для нужд расширявшейся больницы, дома, выходящие на улицу Воздвиженку, были преобразованы в одно 4-этажное здание, представляющее собой мрачный серый корпус, который, как в футляр, заключил в свой внутренний двор дворец Разумовского-Шереметева.

Этот дом был построен в 1930 году архитектором Н. И. Гофманом-Пылаевым. Красивая решетка с воротами перед дворцом была nуничтожена. На территории усадьбы проходило строительство капитальных гаражей.

В 1930 годах церковь Знамения лишилась своих глав, гульбище застроили, арки подклета заложили, уничтожили архитектурную обработку окон первого этажа храма, появились новые перекрытия и перегородки. Это великолепное произведение русской архитектуры было закрыто забором. И хотя церковь была признана выдающимся памятником архитектуры, на ней установили вытяжные трубы, которые вредили зданию храма своей вибрацией; в них видели причину трещин, появившихся на теле церкви.

Неухоженные деревья в сквере разрослись и скрывали фасад церкви. Территории усадьбы и церкви были недоступными для посещений. В те годы на церковь можно было посмотреть, войдя во двор четырехэтажного дома №2 по переулку. В этом доме, построенном архитектором В. В. Белокрыльцевым в 1880–1895 годах, жили профессора Московского университета, биолог К. А. Тимирязев. В дворовом корпусе, напротив апсид Знаменской церкви был обустроен мемориальный музей К. А. Тимирязева, где сохраняются подлинная обстановка, его рукописи и обширная библиотека.

К северной стене церкви примыкал густо озелененный участок музея Тимирязева.
В доме № 4 по Воздвиженке находилась приемная Председателя Президиума ВЦИК М. И. Калинина, а позже приемные Председателей Президиума Верховного Совета СССР, а также квартиры государственных и партийных деятелей.

На левой стороне переулка, где также располагались владения Шереметевых, сразу за угловым по Воздвиженке домом постройки 1790-х годов, находится большой жилой комплекс из нескольких зданий (№ 3, 1895–1898 гг., архитектор А. Ф. Мейснер), где после переворота октября 1917 года находилась конспиративная квартира английского разведчика Сиднея Рейли.

В 1920-х годах весь жилой комплекс получил название «5-й Дом Советов»; в нем жили многие партийные и государственные деятели: К. Е. Ворошилов, М. В. Фрунзе, А. С. Щербаков, Е. М. Ярославский, В. А. Малышев, П. Г. Смидович, С. В. Косиор, С. М. Буденный, И. С. Конев, А. Н. Косыгин, Л. М. Каганович и многие другие. Чуть ли не все высшие чиновники большевистской партии перебывали в этом доме — они то переселялись в Кремль, поближе к Сталину, то опять вселялись сюда, попадая в немилость. Иногда в результате таких колебаний они навсегда исчезали, переселяясь в лучшем случае в «места не столь отдаленные», а в худшем — в мир иной.

В 1927 году в доме жил Троцкий, выселенный Сталиным из Кремля. Из этого дома Троцкого 17 января 1928 года выслали в Алма-Ату. Он отказался выходить из квартиры (№ 62а), и агенты ГПУ вынесли его на руках насильно. 
В 1930-х годах была реконструирована Моховая улица, перед зданием Манежа снесены все постройки и образована Манежная площадь. На месте здания Архива Министерства Иностранных дел были выстроены новые корпуса Государственной библиотеки им. В. И. Ленина (арх. Щуко и Гельфрейх).

1940-1950-е г.г.

В последующие годы после окончания Великой отечественной войны состояние церкви резко ухудшилось. На памятнике росли деревья, белокаменный декор еле удерживался. Первым исследователем и реставратором тех лет был архитектор Е. В. Михайловский. В 1953–1954 годах им был выпущен проект реставрации памятника при участии И. В. Ильенко. Проект предусматривал полное восстановление первоначального облика памятника с разборкой поздних пристроек и закладок. Проект не был осуществлен в полной мере, но послужил хорошей основой для будущего ведения работ. И все же в те годы архитекторам удалось восстановить центральную главу, барабаны и главы алтаря. Были изготовлены прорезные кованые кресты, выполненные по сохранившемуся центральному кресту, спасенному П. Д. Барановским в 1920 годы. hram_1950-e.jpg

При реставрации 1950-х годов белокаменный и кирпичный декор храма Знамения, а также покрытия были восстановлены. Не восстановлена была четвертая малая главка храма над его западной частью.
В середине 1950-х годов Знаменская церковь оказалась скрытой во дворе за новым зданием Московского университета; её глава, возвышающаяся над кровлей главного корпуса, видна лишь с большого расстояния.

1970-1980-е г.г.

В 70-х годах производилась частичная реставрация фасадов храма. Но состояние здания храма с каждым годом ухудшалось. Трёхсотлетний кирпич был выщерблен, выветрен, а с алтарной стороны вылущен целыми глыбами. Вследствие многочисленных пристроек к зданию храма от сырости просел фундамент, прорвало стены, хотя их толщина более 1 метра 30 сантиметров. Одна главка утрачена, кресты покосились и, по свидетельству реставраторов, готовы были упасть. Поскольку в алтаре были установлены варочные плиты, три трубы были выведены наружу, вибрация труб немало поспособствовала разрушению стен.

Соответственно и внутренняя часть церкви утратила роспись, получив взамен примитивную «гигиеническую» плитку вплоть до второго этажа. Колоколов на колокольне, размещённой по оригинальному архитектурному решению под главой храма, не было, оставались лишь только балки. Кроме того, церковь пострадала во время Великой Отечественной войны (рядом с ней взорвалась авиационная бомба). Несмотря на переезд Правительственной больницы в Кунцево и многочисленные обращения специалистов в федеральные органы власти с просьбами повлиять на судьбу храма, состояние его оставалось плачевным.

По материалам издания  «Церковь Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом дворе», 2009г.

Возрождение храма

1980-1990-е г.г.

С 1989 года стали предприниматься первые попытки по возврату храма верующим, даже образовалась община во главе со священником. Тем не менее храм никто не собирался освобождать. vozr1stolovaya.jpg

Со стороны переулка все еще находился безымянный вход в распределитель продуктов кремлевской столовой; кремлевская столовая в здании храма Знамения продолжала существовать.

Начало 2000-х г.г. Придание статуса Подворья Патриарха

В связи с этим, сознавая особое духовное и историко-культурное значение храма, его историческую приближенность к государственной власти, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II специальным указом от 29 декабря 2001 года придал ему статус Подворья Патриарха Московского и всея Руси. Однако вслед за указом Святейшего Патриарха передачи храма Русской Православной Церкви не последовало из-за нерешенности вопроса о размещении на иных площадях столовой больницы и других подразделений Главного медицинского управления Управления делами Президента Российской Федерации, находившихся на территории храма.

Между тем попечением настоятеля Московского Донского монастыря архимандрита Агафодора в маленьком помещении под куполом храма Знамения, в бывшей ленинской комнате была устроена крохотная церковка. И лишь спустя некоторое время регулярные богослужения по четвергам в ней смог начать назначенный сюда на должность исполняющего обязанности настоятеля священник Владимир Вигилянский. По договорённости с руководством Главного медицинского управления был составлен список, по которому на «режимный объект» nдопускалась небольшая группа прихожан. В это время состоялось решение о переводе столовой из храма, но помещения его еще долго не освобождались, из-за нерешенного вопроса о переселении структур Главного медуправления и демонтаже оборудования.

2005 г. Поручение Президента о передаче храма РПЦ

4 марта 2005 года указом Святейшего Патриарха Алексия II на должность исполняющего обязанности настоятеля храма был назначен кандидат богословия священник Михаил Гуляев. Он продолжил богослужения в храме, одновременно уделяя особое внимание установлению добрососедских отношений с руководством Управления и больницы. Его усилиями при содействии Председателя Комитета по социальной политике Совета Федерации В. П. Петренко была создана основа для обращения Святейшего Патриарха Алексия II к Президенту Российской Федерации В. В. Путину. vozr2hram_do_restavrat.jpg

В результате личной встречи Президента и Патриарха был решён вопрос о передаче храма в ведение Русской Православной Церкви. 27 ноября 2005 года вышло поручение Президента Российской Федерации №Пр-2040 о передаче здания храма и Дома причта Русской Православной Церкви.

Добрый отклик Президента В. В. Путина, его неравнодушие к судьбе уникального храма позволили осуществиться долгожданному событию.

2006 г. Передача храма РПЦ

29 июня 2006 года, после 77-летнего запустения храм был передан Русской Православной Церкви в постоянное и безвозмездное пользование. Управляющий делами Президента Российской Федерации В. И. Кожин и его заместитель И. Д. Малюшин, в административном подчинении которых находится храм, не просто исполнили поручение Президента, а отнеслись к судьбе храма с особым вниманием и заботой. Их попечением передача храма была произведена в сжатые сроки, благодаря чему вскоре начались масштабные реставрационные работы по приведению выдающегося памятника русской архитектуры в первозданный вид. И. Д. Малюшин стал настоящим добрым ангелом храма, не оставляя без внимания весь процесс его восстановления личным присутствием, несмотря на свою крайнюю занятость на высокой государственной должности.

2007 г. Маштабные реставрационные работы

Сотрудники Управления делами Президента РФ и подведомственных организаций, по роду своей деятельности принимавшие участие в передаче храма и его vozr3om_s_uprdelami.jpgвосстановлении, также проявили участие и благорасположение. В этой связи с благодарностью хочется  отметить П. В. Новикова, С. П. Миронова, А. Т. Арутюнова, А. В. Чауса, В. М. Лещевского, Д. В. Мамонтова, А. Н. Чекалина, В. Н. Антонцеву, Н. Ю. Шпакова, Н. Н. Скрыпникова, И. А. Морозова, В. П. Курбатова, Е. Н. Старцева, А. В. Петровского, Ю. А. Суровова, А. П. Серебренникову.

В ответ на инициативу власти сформировался коллектив профессионалов, соответствующих уровню значимости поставленной задачи по возрождению святыни в первозданном виде. Это опытные архитекторы-реставраторы И. Д. Любимова и Г. Б. Меньшикова во главе с заслуженным работником культуры РФ Е. Г. Одинец, много лет отдавшей памятнику, сотрудники известных реставрационных организаций «Спецреставрация», «Альфарекон», «Союзреставрация». 



Проявленное участие в нуждах Патриаршего Подворья первыми лицами Российского государства оказало неоценимую помощь в деле восстановления Знаменского храма. Так волевое решение действующего на тот момент Президента Российской Федерации В. В. Путина в 2005 году и издание им специального Поручения позволило решить затяжные бюрократические проблемы по возвращению храма Церкви и его vozr3om_s_uprdelami.jpgдальнейшему восстановлению, а внимание к возрождению исторического наследия способствовало поддержанию на контроле вышеупомянутого Поручения нынешним Президентом РФ Д. А. Медведевым. Так, на примере нашего храма слова о защите духовно-исторического наследия России подтвердились состоятельностью государственной власти. 

В настоящее время реставрационные работы близятся к завершению, решается вопрос капитального ремонта Дома причта, ныне находящегося в аварийном состоянии. Однако много сил и средств ещё предстоит вложить в воссоздание внутреннего убранства храма, восстановление звонницы, что, к сожалению, не вошло в основной объём реставрационных работ.

Памятник архитектуры федерального значения

Храм Знамения является памятником архитектуры федерального значения, включен в список объектов проектируемой Правительством Москвы туристско-рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы» (Постановление №208 от 26.03.2002) и подлежит охране государства. Такое определение является следствием признания государством неоспоримого культурно-исторического значения храма для истории и архитектуры России.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы внесла свой неоценимый вклад в неповторимый облик Москвы, сделав его незабываемым, сказочно-прекрасным, внушая гордость жителям столицы и восхищение иностранным гостям Первопрестольной. vozr5patriarh_na_pashu.jpg

Храм находится в уникальном месте, где до сих пор царит дух непрерывающейся исторической традиции, где гораздо больше, чем подробные рассказы, говорит о себе атмосфера этих мест.
Издревле в этих местах ковалась вертикаль централизованной власти, сплотившей раздробленную Русь в единое сильное Российское государство.

Места эти видели ошибки и достижения великих князей и царя Ивана Грозного правящей династии Рюриковичей, смутные времена междуцарствия, свершения и закат Дома Романовых, стихию партийного строительства, приведшего к падению Российской Империи, вероломство советских правителей и смуту 1990-х годов.

И в наши дни местность эта продолжает иметь исключительное государственное значение; здесь сосредоточены основные органы государственной власти. Нынешнее руководство России, продолжая работу по укреплению государственной вертикали, большое внимание уделяет восстановлению исторической справедливости в отношении Русской Православной Церкви. Пример тому - возрожденный усилиями Управления делами Президента Российской Федерации храм иконы Божией Матери «Знамение» в Романовом переулке, являвшийся на протяжении веков символом успешного взаимодействия Церкви и Государства. vozr6patriarh_v_subbotu.jpg

По материалам издания  «Церковь Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом дворе», 2009


 

 

Особенности архитектуры


Великолепная архитектура храма вписала Знаменскую церковь в особую страницу истории русского искусства, как яркий памятник нарышкинского барокко. Наar1hram_yuhz_fasad.jpg рубеже XVII–XVIII веков под условным термином «нарышкинское барокко» в Москве возник причудливый, полный грации стиль.

Многие отечественные исследователи истории искусств отмечают, что этот стиль не подражает западному барокко и не копирует слепо образцов европейской архитектуры, а вполне уникален, самобытен и органично вписывается в традиции древнерусского зодчества, заимствуя у западных мастеров лишь некоторые, зачастую едва уловимые элементы декора.

Иностранцы, равно как и россияне, знакомые с западноевропейскими образцами барокко, «нарышкинский стиль» воспринимали как исконно русское архитектурное явление.

Нарышкинское барокко — воплощение внутренней гармонии, мира, оно празднично, воздушно, отличается ажурной легкостью зданий, тогда как западное барокко динамично, неспокойно, стремится охватить пространство, открыть неожиданные ракурсы. Влияние западноевропейского барокко сказывается, прежде всего, в популярности округлых объемов, в интересе к центрическим планам, украшении храмов орнаментом, доселе невиданным на Руси. Нарышкинское барокко основано на контрасте двух тонов: красно-кирпичного фона и белокаменного узора при использовании полихромных изразцов.

Для таких памятников характерны овальные или многоугольные окна, а также повышенная декоративность, следующая традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента». Это выявляется в барочной торжественности расписанных, выполненных в горельефной резьбе по дереву и позолоченных лож, иконостасов, кафедр.

Храмы в этом стиле появились в усадьбах Нарышкиных, ближайших
родственников Петра I по материнской линии. Наиболее талантливым воплотителем идей «нарышкинского барокко» со всем основанием следует считать Якова Бухвостова, крепостного мастера из Подмосковья, самородка-зодчего. На редкость одаренный и обладавший богатым воображением, он с необычайной легкостью создавал архитектурные шедевры, от которых и сегодня трудно оторвать взор.

Одним из самых прекрасных памятников нарышкинского барокко, несомненно, считается церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Романовом переулке.

Подобно другим нарышкинским постройкам конца XVII века, церковь Знамения представляет собой тип храма-колокольни («иже под колоколы»). 
Четверик с примыкающими к нему полукруглыми притворами, увенчанными позолоченными главками на стройных барабанах, возвышается на высоком подклете и окружен галереей-гульбищем. Три водруженных друг на друга восьмерика устремляются ввысь к небу, создавая легкий выразительный силуэт. ar2hram_sever_fasad.jpg

Поражает великолепием белокаменное убранство Знаменской церкви, восхищает мастерство зодчих, создавших филигранный рисунок ажурных гребней парапетов и наличников окон с фигурными завершениями.

Красный кирпич и белый камень фасадов, остроумная система конструкции ярусного здания, устремленного ввысь, ажурные кресты над сияющими главами — все это придает церкви сказочную легкость и затейливость «терема» с башнеобразным ступенчатым силуэтом. В этом шедевре, по сути, воплотились все черты, характерные для нарышкинского барокко. И симметричная композиция зданий, и богатые резные фронтоны, завершающие отдельные объемы, и большие дверные и оконные проемы, и открытые парадные лестницы, наконец, изящество и живописность белокаменной декорации на красном фоне.

Храм настолько наряден, что напоминает изысканное ювелирное изделие. 
Со времени возведения он поражал всех приходящих своим благолепием, праздничностью, вселял неземное чувство радости, помогал обрести молитву.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы внесла свой вклад, чтобы сделать облик Москвы незабываемым, сказочно-прекрасным – местом, которым могут по праву гордиться жители, которым всегда восхищались и восхищаются иностранные путешественники и гости Первопрестольной.

К сожалению, интерьер церкви Знамения не сохранился, да и само здание претерпело некоторые изменения после закрытия в 1929 г. Советские руководители разместили в бывшем дворце «кремлевские» больницу и столовую. В 1930 г. были сломаны флигели усадьбы, и по улице вместо них и парадного двора выстроили уродливое здание для расширявшейся больницы. Кроме того, церковь пострадала во время Великой Отечественной войны (рядом с ней взорвалась авиационная бомба). И хотя ныне церковь Знамения Пресвятой Богородицы возвращена верующим, здание нуждается в проведении длительных реставрационных работ. Но этот труд того стоит! Согласитесь: сохранившийся храм красивее любого, вновь выстроенного здания. ar3barokko_fili_hram.jpg

Восстановление былой красоты церкви Знамения Божией Матери становится тем более значимым, что находится храм в уникальном месте, где до сих пор царит дух живой, непрерывной истории, длящейся исторической традиции, где гораздо больше, чем подробные рассказы об архитектурных деталях, говорит сама атмосфера этих мест. Археологические раскопки в этих местах говорят о том, что именно здесь, в Романовом переулке мог находиться опричный двор царя Ивана Грозного. Как известно, вся Русь, в том числе и Москва в 1565 году была поделена на опричнину и земщину, и в свои опричные владения Иван Грозный забрал западную часть города, от впадения ручья Черторый в Москву-реку (примерно от Пречистенской набережной) до левой стороны Большой Никитской улицы. Сам царь поселился в новом дворце, построенном недалеко от реки Неглинной, то есть к востоку от будущей церкви Знамения. Как было на самом деле – покажут дальнейшие nисследования археологов: на сегодняшний день на заднем дворе факультета журналистики МГУ учеными обнаружена предполагаемая хозяйственная часть опричного двора Ивана Грозного. 

Интересно отметить, что именно название церкви Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметевом дворе послужило основой для наименования нескольких московских улиц – Знаменки, а также Знаменских Большого и Малого переулков.

По материалам издания  «Церковь Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом дворе», 2009.

Галерея

Фото Храм сегодня

Книга о храме


Обложка книги.jpg
















Видеогалерея

Виртуальный тур